Юрий Александров. Психофизиологические основы научения и методы обучения

Смотрите видео
http://elementy.ru/lib/431095

В целом меня интересуюсь методиками обучения. Пока в пассивном режиме. Интересуют вопросы: Как преподносить материал? Как его оформлять? Работа памяти. Далее моё изложение видеолекции.

Физическая организация памяти

В мозгу человека ещё до рождения образуется большое кол-во разных групп клеток — нейронов. Автор называет это Первичный ассортимент. По мере приобретения опыта нейроны получают специализацию. Специализация определяется раз и навсегда. Нужно отметить что специализации это нечто действительно мелкое. Например клетки отвечающие за определение цвета. Или клетки отвечающие за связь(для кролика) звуковой сигнал — подойти к кормушке — нажать на кнопку — получить морковку. Единожды приобретённый опыт это раз и навсегда. Самая лучшая метафора, это представить память как слоёный пирог следующий опыт накладывается на предыдущий. При приобретении нового опыта, старый корректируется. В свою очередь уже имеющийся опыт, определяет то как воспринимается новый. Давно уже для себя сделал вывод — всё имеет значение.

С возрастом мозг начинает работать иначе. Обуславливается это тем, что опыта с возрастом становится много, и адаптировать имеющиеся опыт при приобретении нового становится очень затратно. Это основная причина почему с возрастом учится новому становится труднее. Кроме того сложнее найти группу неспециализированных нейронов. Как именно меняется работа мозга автор не раскрыл.

Давно уже считаю что нельзя себе позволять совершать таких поступков как откровенная ложь, воровство. Ибо один раз пройдя путь сомнения, муки совести, во-второй раз будет весьма просто совершить этот поступок. То что описано выше, объясняет научно почему это так, приобретённый опыт остаётся с нами на всю жизнь.

Пример с алкоголизмом и наркоманией. Суть в том, что для избавления от пристрастия, человеку необходимо построить обходной путь относительно имеющегося опыта. Помощью в этом вопросе занимаются психоаналитики.

Методики научения и что стоит учитывать

Про сам процесс научения автор рассказал следующие. Сейчас в школах и институтах работает система, которая называется Инструктивная теория обучения. Её метод — воздействие на мозг методом наговаривания – мотивация похвала, хорошая оценка. В итоге человек учится избегать плохих оценок и получать хорошие. Это то основное знание, которое даёт школа. Вернее то знание, которое несёт в себе эта система.

Единственный стимул который заставляет человека учится это результат. Если человек не видит реального применения получаемых знаний, то он будет приобретать совсем иной опыт, не тот что вы хотите.

Живое не реагирует на прошлое, а делает будущее и детерминировано оно, будущим — результатом который собирается достичь.

Зеркальные нейроны — это нейроны которые работают в момент совершения действия, либо когда вы думаете об этом действии, либо когда вы смотрите как кто-то совершает это действие. Таким образом научиться можно разными путями. Методом проб и ошибок или переняв чужой опыт, просто увидев как кто-то совершает некое действие. При этом ваш личный фиксированный опыт в зависимости от способа получения знания будет разным.

Можно научить какому-то действию за один раз. А можно в несколько этапов. Так-же фиксация опыта будет разной. Различия будут в количестве нейронов задействованных для запоминания.

Пример с тем что-бы идти по пути от простого к сложному, при этом допуская, что упрощённая схема может быть чуточку неверной. Получается, что при такой схеме подачи материала, в последствии человек будет вынужден всегда бороться с противоречиями между неверным упрощённым знанием и верным полученным впоследствии. Другими словами такого следует избегать.

Любое научение начинается с рассогласования. Рассогласование должно быть специально создано при обучении: между необходимость применить данное умение для достижения цели и отсутствием такого умения. Хороший пример: в случае «отметкополучательной» методики обучения, рассогласование будет заключаться в необходимости получить хорошую оценку и невозможностью её получить. И обучение будет производиться устранению этого рассогласования: получению оценки. От себя замечу что рассогласование это именно то, что называется мотивацией. Вернее рассогласования создаёт мотивацию. Автор говорит про то что рассогласование реализуется в базовой структуре мозга, в нейронах и синапсах. При отсутствии внешнего рассогласования, человек будет нацелен на устранение какого-то внутреннего рассогласования.

Рассогласование и мотивация

У человека есть определённое кол-во балов, которое в случае неудачи он теряет, а в случае удачи ничего не меняется. Другая ситуация когда человек при удаче получает бал, при неудаче бал вычитается. Две группы людей учатся по-разному, основное различие в интерференции — влиянии предыдущего опыта на следующий. Даже скорее про эмоциональный окрас, который получает знание.

Нужно иметь ввиду, что есть люди на которых одинаково хорошо действует как наказание, так и поощрение. А есть которые не принимают наказание, как мотивацию к устранению рассогласования.

Понятия и фразы которые стоит поискать в интернете

  • История формирования поведения(опыта)
  • Внешние условия среды — стимулы
  • Синапсы и спайки
  • Активность и целенаправленность
  • Телеологическая детерминация
  • Теория деятельности
  • Селективная теория научения
  • Специализация нейронов
  • Знание — результат
  • Бунт против картезианства

Цитаты

  • Язык, это не только наименование вещей, но и то что определяет способ мышления
  • Различия восточного типа мышления и западного на на примере коровы, курицы и травки. Восточный нацелен на релятивные классификации(отношение), когда как западный на таксономию(выделение категорий). Определяется это устройством общества, коммунальный и индивидуалистический.
  • Нельзя научится чему-нибудь впрок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *